Трансформация Крыма и его общества в 90-е–2000-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного, экономического, и конечно же культурного и духовно–нравственного развития, которые вызва- ли определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, и, самое главное, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой ин- формации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с чет- ко выраженной гражданской позицией.
Основные понятия статьи: духовно – патриотическое воспитание, духовность, христианство, православная культура, православная педагогика, духовное наследие.
Анализ научной проблемы: Широкие слои людей утратили живую веру, и отошли от христианской церкви. При этом, как вы знаете, многие из них не остались к ней безразличны, они усвоили к ней настроение отчужденности, осуждения и вражды. У одних эта вражда - холодная и пассивная; у других эта вражда – волевая и организованная; у третьих – это есть фанатическая ненависть, принимающая форму гонений. Эти факты ярко проявляются в гонениях на Украинскую Православную Церковь.
За последнее время в российском обществе Крыма значительно усили- лись националистические настроения. Резко возросла и "помолодела" пре- ступность. Многие дети, как вы знаете, оказались сегодня за пределами вос- питательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последние годы мы практически потеряли целые поколения, представители которых в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашего Отечества.
Осмысление последних исследований и публикации: Вопросы патриоти- ческого воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве работ, статей, пособий, методических разработок, научных рабо- тах. В этом направлении работали и работают священник Глеб Каледа, Бого- любов Л. Н., Горев Г. Г., Куломзина С. С., Т.А.Орешкина и другие. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами острых недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения на протяжение многовековой Российской педагогической истории. В частности отмечается, что в России, в Республике Крым, традиция патриотизма имеет глубокие кор- ни. Патриотизм в России всегда понимался, как готовность поступиться лич- ными интересами во благо Отечества. Воспитание у молодежи патриотизма и чувства национальной гордости, национального достоинства было характер- но для России на протяжении веков.
Целью исследования статьи является обоснование теоретических подхо- дов к содержанию патриотического воспитания обучающихся.
Объектом исследования статьи является патриотическое воспитание, как компонент педагогического процесса.
Предметом исследования статьи выступает обоснование теоретических подходов к содержанию патриотического воспитания обучающихся.
В Библии о любви к Родине сказано очень много. Читая Писание, ка вы знаете, можно найти достаточно примеров этому. В православии считается, что Родина дается человеку Господом. Именно Всевышний обеспечивает человека Отечеством. Поэтому любить родную землю нужно с благодарностью Отцу Небесному, как данный Им Дар. Родину следует беречь и защищать, как и Веру.
О любви к Отечеству есть немало упоминаний и в Ветхом Завете. Например, в Псалмах попадаются как хвалебные воззвания, так и плачи по Родине. Евреи, будучи лишенными Отечества и находясь в изгнании, со скорбью вспоминали о родной земле. Найти исполненные тоски строки можно в 136 псалме [1,с.564 ]. В нем евреи рассказывают о пребывании на реках Вавило- на, где они находились на положении плененных чужаков. В этих краях все было им чуждо: и культура, и религия, и нравы. Они неоднократно вспомина- ли родной Сион и плакали о нем. Евреи говорят, что их просили спеть песни на родном языке. В ответ на это они с горечью восклицали: «Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя» [1, с.565].
В Посланиях Апостола Павла можно найти наставление заботиться о своих и, в частности, о своем доме [1,с.912]. Под словом «дом» часто подразумева- лось Государство, Родина. В таком контексте это слово упоминается в разных местах Библии.
Некоторые верующие также спрашивают, нужно ли им воевать за Родину. Ведь на войне приходится убивать людей. Однако Отцы Церкви говорят о том, что военные действия, которые проводятся с целью защиты родной зем- ли, дома, веры, угодны Богу. Поэтому в таком случае человеку помогают свыше. Он может получить поддержку, читая молитвы. В любом Храме ему помогут причаститься перед отправлением на место боевых действий.
Многие святые в молодости были воинами. (например Илья Муромец, похо- роненный в Киеве). Некоторые служили недолго, но от опасных заданий не уклонялись. В дальнейшем служба помогла им стать ближе к Господу. На войне они глубже осознали жизнь. Нужно отличать защиту родной земли от завоевательных войн. Нападение не поощряется православием, потому что оно не служит защите веры и земли.
Любить Родину можно по-разному. Если человек по каким-то причинам не может защищать страну в боевых действиях, то он все равно может оказы- вать посильную помощь Отечеству. Нужно помнить, что Родина — это не только земля, но и ближние. Именно ближние нуждаются в помощи в пер- вую очередь. В Библии есть наставление любить ближнего, как самого себя [4, с.64].
Таким образом, любовь к Отечеству, которая составляет естественную по- требность сердца и которую от каждого требует здравый смысл, берет под свое покровительство святая вера и предписывает ее не только как чувство дозволенное, но и как долг нравственный: добрый христианин не может не быть вместе с тем и верным сыном Отечества своего, равно как и наоборот – недобрый сын своей Отчизны не может быть вполне верен своей вере[4, с.75]. Запомним слова апостола Павла, что место рождения нашего, как и время жизни, предназначается нам собственно волей Божией; что Отечество дается нам Тем же, Кто дарует нам отца; что, следовательно, дерзкий ропот- ник против Отечества своего есть вместе с тем ропотник против Бога, даро- вавшего ему Отечество себя [4, с.93]. Не нам уже выбирать место и круг дея- тельности: место указано, оно даже освящено уже для нас теми благодеяния- ми, какими пользовались мы бессознательно еще в младенчестве. Это место – Отечество наше, место упокоения праха отцов наших, источник наших сил в дни немощного детства, среда воспитания в юности, поприще деятельности в мужестве, надежный приют в старости, родное место упокоения костей на- ших по смерти.
Нам остается только спешить «благое делать ко всем, паче же к присным по вере» и Отечеству [5, с.48]. Господь не забудет этого труда любви во благо дарованного нам Богом Отечества и соотечественников наших.
Как мы понимаем, религиозное воспитание связано с ростом. Рост происходит в глубинах личности: возрастают понимание, силы, разум, чувства.
Евангелие дает прекрасную иллюстрацию подобного подхода. Воспиты- вая, Господь чаще всего употреблял притчи, в которых знакомые образы по- вседневной жизни помогали слушателям открыть и воспринять более глубо- кую истину. Обучение притчами требует от слушателя немало усилий. Он сам должен уяснить значение образа. Коль скоро идея уяснена, ее можно продолжить и развить. Но прежде необходимо воспринять образ, отожде- ствить себя с героем рассказа, пережить то, что пережил он. Такое обучение более способствует росту, чем изложение силлогизмов и неопровержимых логических схем [2, с. 56].
Подводить детей по мере их роста к благоговейному осознанию священ- ной тайны Бога, вот задача православного педагога, духовника, наставника.
Эта задача становится еще труднее, когда мы осознаем, что дети от при- роды – великие реалисты, исполненные неистощимого любопытства. Любые попытки передать словесно ощущение благоговейного трепета, Божествен- ной тайны любви к Родине, не достигнут цели, и покажутся благочестиво- лицемерными тирадами. Детям не хватает знаний и разума, чтобы понять, что есть вещи, превышающие человеческие знания и разум. Но пока дети не поймут, что существует нечто непостижимое, они не научатся по-настояще- му постигать мир [3, с. 94].
Пробудить в ребенке чувство благоговения можно лишь в том случае, если мы поможем ему увидеть действия Бога в его жизни, учитывая его зна- ния об окружающем мире, способности его рассудка. В этом случае дети с Божией помощью все-таки испытают по-своему чувство священного, благо- говение перед Божественной тайной любви, а любовь проявляется через призму патриотического воспитания и осознанием малышей себя как значи- тельной частью Отечества.
Профессор Свято-Владимирской Духовной Семинарии Софья Сергеевна Куломзина, доктор богословия и магистр по педагогике, посвятившая всю свою жизнь религиозному воспитанию детей, обобщая свой многолетний опыт церковно-педагогической работы за рубежом, так формулирует главные задачи православного воспитания: «Помогать детям обрести ощущение ре- альности Бога в нашей жизни. Многие люди, не будучи принципиальными атеистами, лично просто не ощущают Бога, Его власти, Его присутствия в их жизни как реальной Личности. Да и для многих христиан церковные обряды, нравственные ценности, этнические и национальные традиции более реаль- ны, чем простой факт, что Бог существует, что Его присутствие в нашей жиз- ни ощутимо, что каждый из нас связан с Богом [4, с.33].
Большую работу в деле патриотического воспитания проводят в сельском приходе храма св. Матроны Московской. Территориально приход располо- жен на Ак-Монайском или Парпачском перешейке, названному так по назва- нию сел Ак-Монай (ныне Каменское) и Парпач (ныне Ячменное). Ак- Мо- найский перешеек расположен в самой узкой части Керченского полуостро- ва (ширина его не достигает и 18 км.). Ареной особенно ожесточенных боев перешеек стал во время Великой Отечественной войны, а точнее в декабре 1941 – мае 1942 года и апреле 1944 года.
Каждый год накануне 9 мая вместе с православными школьниками сел Семи- сотка и Батальное, местными депутатами объезжаем братские могилы Ак- Моная в селах Львово, Соляное, Каменское, Семисотка, Батальное, Ячмен- ное, Южное. Служится заупокойная лития, проводятся митинги с местными жителями. Престарелые ветераны и старожилы – очевидцы тех событий, рассказывают детям о минувшей войне.
Также проводятся совместные мероприятия с казачеством, встречи с родственниками павших героев, захороненных в братских могилах Ак- Моная.
Выводы и перспективы дальнейших исследований:
На мой взгляд, суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Литература:
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета на церковнославянском языке с параллельными местами. М.: Россий- ское библейское общество.2012.
2. Боголюбов Л.Н. Роль курса обществознания в воспитании гра- жданственности и патриотизма.//ПИОШ.2009.№4.с.17
3. Горев, Г. Г. Растим патриотов России [Текст]: сборник информаци- онных материалов и методических разработок / Г. Г.Горев, А. А. Ту- тыкин, Н. Н. Заикина. – Кемерово: «КВК Экспо-Сибирь», 2007. – 250 с.
4. Куломзина С.С., проф. Наша Церковь и наши дети. – 2-е изд. – Со- ставление и пер. с англ. С.С. Бычкова. – М.: «Мартис», 1994. С. 22-33.
5. Священник Глеб Каледа. Задачи, принципы и формы православного образования в современных условиях. Журнал Московской Патриар- хии, 1994. №7/8.