Социальная деятельность, как миссия православной Церкви, реализуемая посредством служения людям с ограниченными возможностями, является одним из самых очевидных средств помощи нуждающимся[7], в соответствии с евангельской заповедью, предписывающей любить ближних (Мк. 12,31).
Основы социальной концепции РПЦ определяют, что психическое заболевание не умаляет достоинства человека. Церковь свидетельствует, что и душевнобольной является носителем образа Божия, оставаясь нашим собратом, нуждающимся в сострадании и помощи[9]. Следовательно, православная миссия, обращенная к ментальным инвалидам, то есть к тем, кто имеет умственные или психические проблемы в развитии личности, не может быть отделена от социального служения, поскольку ментальные инвалиды особо нуждаются в христианском милосердии и заботе, помощи в духовном окормлении и социальной интеграции[2]. Миссия среди такой категории страждущих людей, по сути является жертвенным служением ближнему, а значит и служением Самому Христу: «И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40).
Катехизаторское просвещение ментальных инвалидов научает их основам христианской веры, молитвы и жизни, и требует от миссионера индивидуального подхода и элементарных знаний в области психиатрии.
Например, страдающие аутизмом или шизофренией, зачастую воспринимают слова абстрактно, и потому требуется постоянное подкрепление слов жизненными ситуациями или конкретными примерами. Но даже в том случае, когда восприятие речи и понимание смысла слов сильно ограничены, возможна проповедь через опытное переживание таинств, музыкальных и художественных образов, приобщая страждущего к духовному развитию. Если же понимание слов нарушено незначительно, для таких людей можно создавать небольшие катехизаторские группы с упрощённой программой [6].
С пониманием также нужно относиться к людям, страдающим нарушениями волевых процессов, когда человеку сложно выполнить элементарные обязательства, и относиться ответственно к исполнению заповедей. Таким подопечным нужно помогать при составлении личных заповедей, чтобы они не брали на себя больше, чем могут понести[4].
Когда психические заболевания не затрагивают духовную природу человека, нужно помогать движению восхождения душевных переживаний в духовную сферу жизни[5].
В катехизаторском просвещении важно помочь ментальным инвалидам восполнить веру, почувствовать значимость каждого человека, как образа Божия, помочь обрести определенные качества духовной жизни, как например, понимание святыни в своей жизни[3].
От миссионера требуется милосердие, он должен полюбить этих людей, ощутить их ценность для себя лично[1]. Катехизатору желательно иметь особое милосердие и внимание, необходимо молиться об этих людях, чтобы помочь им.
И в то же самое время, просвещение ментальных инвалидов – тяжёлый труд, мотивирующий катехизатора очень тонко чувствовать психическое состояние оглашаемых, учитывая и возможности раздвоения психики, когда критика Евангелия и восприятие его как обычного текста в силу болезни мешает воспринимать дух и смысл Писания. И только терпеливый, искренний индивидуальный подход с индивидуальной программой воцерковления для каждого, может помочь в достижении результата просвещения. Это касается работы с разными группами ментальных инвалидов, даже в том случае, когда их внимание способно удерживаться 5-7 минут, а тяжело усваиваемая информация способна вызывать тревожность или агрессию[5].
Информация для такой группы ментальных инвалидов упрощается, но сохраняется основная тематика бесед: о Боге и творении, заветах человека с Богом, грехопадении и истории спасения, поясняется, что нельзя жить со смертными грехами, что смертные грехи разрушают жизнь человека. Разъясняется молитва Господня, евангельские блаженства, Символ веры. Важно сказать о причине зла и греха в мире, об исцелении от греха, спасении через веру во Христа и приобщении к Его жизни. Особо следует отметить важность регулярности и повторяемости как собственно занятий, так и направленности действия, когда например, изо дня в день совершается молитва[5].
Следует учитывать и понимать особую чувствительность и эмоциональность ментальных инвалидов, их болевой порог может не переносить любого перенапряжения или небрежности, неуважительного отношения в храме, даже если их задели случайно. Потому важно чтобы с такой группой прихожан во время их церковной адаптации находились волонтёры или те, кто может помочь в воцерковлении и на службе. В любом случае, необходимо сообразоваться с умственными способностями и восприимчивостью ментальных инвалидов[3].
Отметим, что воцерковление таких «особенных» оглашаемых содействует более полному воцерковлению и их родителей или опекунов, которые обретают более твёрдую веру, улучшают взаимоотношения с особым ребёнком, развивают в себе полное принятие его особой личности, уникальности его внутреннего мира. Своевременно оказанная духовная помощь семьям, воспитывающим особых детей, является важным профилактическим средством, позволяющим сохранить гармоничную целостность семьи, избежать появления глубоких нарушений в детско- родительских отношениях.
В современной церкви опыт катехизаторского просвещения ментальных инвалидов не является широко распространенным. Потому, актуально выявление и обобщение опыта подобной работы в различных православных организациях. В данной работе, приведём пример миссионерских проектов Алчевской молодёжки и Алчевской духовной лечебницы[8].
Начиналось миссионерство среди Алчевской молодёжи с ментальной инвалидностью на территории Алчевской духовной лечебницы. Встречи проходили два раза в неделю. После общей молитвы, волонтёры и их подопечные вместе прочитывали главу Евангелия и толкования на него, а затем разбирали прочитанное и помогали особой молодёжи более простым объяснением сложного текста и малопонятных слов.
В 2013 году, перед особыми воспитанниками Алчевской духовной лечебницы выступала музыкальная группа из Запорожья, в составе которой была пятнадцатилетняя девушка Мария Савва, дочь священника и как оказалось – регент на клиросе, страдающая с рождения аутизмом.
Первые годы болезни Маши были особенно тяжелы для родителей, как и для других подобных семей. Но, впоследствии, отец Игорь Савва сказал:
«Мы осознали это не как наказание, а как… награду. Ведь мы бы окружающих людей и детей не восприняли бы так, если бы не ощутили на себе всю эту ситуацию. И Машины особенности мы восприняли как то, от чего не нужно избавляться, а как то, что нужно учиться преодолевать и с чем нужно учиться жить».
Это практически невероятно с точки зрения науки, но молитвами родителей, с детства воцерковляющих своего особого ребёнка, духовное развитие превозмогло неадекватные поведенческие проявления. Маша в 5 летзапела, благодаря занятиям музыкой с педагогом; потом научилась читать, а благодаря чтению – заговорила, начала писать.
Вначале Маша совершенно беззвучно шептала песни, а потом они вместе с отцом записали в домашних условиях целый альбом на компьютере с фонограммами, и Маша смогла услышать себя, что еще больше простимулировало ее на дальнейшие положительные результаты.
Мария – живое и прекрасное доказательство того, что Бог дал талант каждому, в том числе ментальным инвалидам, но иногда он спрятан настолько глубоко, что раскрывать его, добираться до него приходится годами, прежде всего - поверив в то, что он есть.
Маша - регент на клиросе, не потому, что папа священник, а потому, что с помощью Божией, благодаря своим волевым усилиям, вопреки тяжёлой болезни, оказалась самой ответственной и способной стать на замену заболевшего регента. Маша и её родители – это надежда всем тем родителям, которые Божьим промыслом поставлены в ситуацию преодоления своей зависимости от общественного мнения и оценочных стандартов, родителям, услышавшим один из самых страшных приговоров – что их ребенок ментальный инвалид. И самое главное, Мария послужила примером для всей особой группы Алчевской молодёжи с ментальной инвалидностью, подарив им надежду, веру и ресурс для творческого развития.
В 2012 году, в рамках участия в проекте «Социализация взрослых и детей с ограниченными возможностями, имеющих психические и умственные отклонения в развитии», волонтёры лечебницы создали мультипликационную студию «Счастливая Жирафа». На базе этой студии, ментальные инвалиды получили возможность заниматься мультипликацией и проходить обучающий курс фотографирования, компьютерной грамотности, элементарной журналистики, основ видео съёмки, а главное – они сами начали участвовать в социально-направленной работе, делая своими руками маленькие добрые мультфильмы.
Другим направлением работы с ментальными инвалидами стала организация простых театральных постановок, в том числе и на библейские сюжеты. Одну из своих театрализованных постановок группа алчевских ментальных инвалидов демонстрировала на Рождественском фестивале инвалидов в городе Ялте в 2012 году, где была награждена грамотами лауреатов.
Во время фестиваля ребята стали свидетелями и даже участниками нескольких репетиций подготовки к Рождественскому балу приходской школы св. царевны Елизаветы храма св. Иоанна Златоуста на Поликуровском холме. Это событие дало толчок воплощению огромного желания особых ребят стать участниками настоящих балов. Для этого в лечебнице добавились регулярные занятия с хореографом, любезно согласившимся заниматься и с молодёжным активом и с ментальными инвалидами. Сценарии продумывались и бурно обсуждались всем коллективом. Постановочные танцы также готовили все вместе. Бальные платья для девушек инвалидов готовили девушки из молодёжки, перешивая чьи-то пожертвованные, декорируя их и украшая закупленной на средства волонтёров тканью, так как вся группа ребят с ограниченными возможностями проживает в основном в социально неблагополучных семьях, либо с опекунами-бабушками, не имеющими финансового достатка.
Для организации регулярных миссионерских балов на городском уровне, актив молодёжки распространял рекламу грядущего бала среди учащейся молодёжи с помощью городского управления образования.
Неожиданно для всех, в бальных торжествах на равных принимали активное участие и ребята с инвалидностью, которые не посещают лечебницу, и инвалиды из близлежащих посёлков, и учащиеся вузов и школ.
Результат миссионерских балов принёс свои плоды. У воспитанников лечебницы появились друзья среди учащейся молодёжи. Здоровые ребята перестали избегать общения с умственно-отсталыми и психически- неполноценными сверстниками. На балах собиралось от ста до двухсот человек в дружественной праздничной обстановке торжественно украшенных залов Дворцов Культуры. Подопечные лечебницы, которые до этого не могли самостоятельно одеться и почистить зубы, научились ходить без сопровождения и танцевать исторические бальные танцы со всеми на равных, а самым любимым танцем стал народный ручеёк, где подразумевается тактильный контакт и новые знакомства, что помогает ментальным инвалидам в социализации и адаптации к новому окружению.
Перечислим некоторые из самых ярких осуществлённых проектов и акций:
- Организация познавательных экскурсий для ментальных инвалидов.
- Творческие встречи с интересными людьми на молодёжках в присутствии ментальных инвалидов.
- Развитие «Школы особой журналистики» при Алчевской духовной лечебнице и ежеквартальный выпуск стенгазеты «Соль земли» и её электронной версии, руками ментальных инвалидов детства.
- Организация благотворительных выступлений гастролирующих театров для воспитанников лечебницы.
- Организация выставок и ярмарок сувениров, сделанных руками особой общины лечебницы.
- Творческие мастер-классы для ментальных инвалидов.
- Проведение Международного дня инвалида совместно с сотрудниками духовной лечебницы: концерт, шоу мыльных пузырей, фаер-шоу, игровая программа, сладкие подарки.
- Организация сладкого стола для инвалидов детства - воспитанников Алчевской духовной лечебницы в двунадесятые праздники и особо почитаемые даты.
- Организация поздравлений венчающихся и бракосочетающихся, усыновляющих или опекающих детей-инвалидов.
- Организация сопровождения 150 детей-инвалидов на Архиерейскую рождественскую службу и организационная помощь в получении всемидетьми Рождественских подарков от Владыки Митрофана, митрополита Луганского и Алчевского.
- Театрализованная фаер-хореографическая постановка произведения
«Вечера на хуторе, близ Диканьки» для ментальных инвалидов Алчевска.
Вышеперечисленные и не указанные в данной статье мероприятия заметно улучшили взаимодействия ментальных инвалидов в социуме и помогли им почувствовать себя достойными членами общества и прихода.
Список использованной литературы
1. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Тело и материя в духовной жизни // Труды. С. 132-134.
2. Бердяев Н. А. Этика искупления // Он же. О назначении человека : Опыт парадоксальной этики. М. : Республика, 1993. С.113.
3. Воскресенский Б. А. Некоторые аспекты клинического подхода к душевнобольным-верующим // Московский психотерапевтический журнал. – 2004. – № 4.
4. Ильин И. А. Путь духовного обновления. М., 2006. С. 182-183.
5. Мелехов Д. Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни // Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни: сборник. – 3-е изд., испр. – М., 2003.
6. Селиверстов В.И. История логопедии. Медико-педагогические основы: учеб. пособие. М.: Академический Проект, 2003.
7. Ярская-Смирнова, Е. Р., Наберушкина, Э. К. Социальная работа с инвалидами. - СПб.: Питер, 2004. - С.120.
8. Особый человек в храме: помощь людям с нарушениями развития и аутизмом / И. Лунёв, Е. Стребелева, Е. Баенская [и др.] – М.: Лепта Книга, 2017. – 288 с. – (Серия «Азбука милосердия»: метод.и справ. пособия.)
9. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви./ Русская Православная Церковь. Официальный сайт: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html