Одной из важнейших задач, поставленных перед человечеством, является контроль над состоянием природы — творением Бога. Поэтому, истощение ресурсов и загрязнение окружающей среды на фоне роста населения планеты, с особой остротой ставят вопрос об усилиях всех народов для сохранения многообразия жизни, о рациональном использовании природных ресурсов и предотвращении экологических катастроф, спровоцированных деятельностью человека.
Только за последние сто лет, в результате научно-технической революции и, как следствие, совершенствования производственной дея- тельности человека, в биосфере произошли изменения, которые по масштабам могут быть приравнены к природным катаклизмам. Данные изменения привели к необратимым изменениям в экологических системах и составных частях биосферы. Среди таких экологических проблем можно выделить: загрязнение пресных вод и Мирового океана, увеличение озоновых дыр, радиоактивное загрязнение, отравление почвы химическими удобрениями, эрозии, выпадение кислотных дождей, обеднение запасов полезных ископаемых, исчезновение видов растений и животных, возникновение парникового эффекта.
В качестве примера нерационального природопользования окружающей средой можно привести обезлесение и истощение земельных ресурсов. Так площадь лесов, являющихся легкими планеты, уменьшилась в два раза. Каждый год исчезает 11 млн. гектаров леса. Также, в результате процессов деградации почвы, ежегодно из мирового сельскохозяйственного оборота выбывает около 7 млн. га плодородных земель, что в свою очередь приводит к антропогенному опустыниванию (60 тыс. км ежегодно)
Борьба за уменьшение, адаптацию и компенсацию проблем окружающей среды привела к различного рода конфликтам, жертвами которых стали тысячи, а иногда и миллионы погибших и раненых, были разрушены дома и инфраструктура, уничтожены вера и традиции народов.
По определению Мирового Банка (2015), необратимые изменения в экологических системах входят в число глобальных мировых рисков и рассматриваются как «событие или условие, которое, если происходит, может привести к значительным негативным последствиям для нескольких стран или отраслей в пределах ближайших 30 лет».
World Economic Forum, 2015 Geneva, Global Risks 2015, 10th Edition is published by the World Economic Forum within the framework of The Global Competitiveness and Benchmarking Network.
При этом остается множество экологических проблем, острота которых была снижена по каким-либо причинам, но при определенных обстоятельствах они могут вспыхнуть вновь и с новой силой, и с большим количеством участников.
Громкие события, происходящие в современном мире, являются результатом тихих процессов, не учитывая или, игнорируя которые человечество платит огромную цену в виде ужасающей статистики потерянных жизней, уничтоженных видов растений и животных.
Но для определения эффективных методов защиты окружающей среды и путей выхода из сложившейся ситуации следует, прежде всего, определить первопричину эгоистического и безответственного потребления ресурсов.
C христианской точки зрения, природа есть не вместилище ресурсов, предназначенных для эгоистического потребления, но дом, где человек рассматривается не как хозяин, а домоправитель, а также храм, где он – священник, служащий, впрочем, не природе, а единому Творцу. В основе понимания природы как храма лежит идея теоцентризма: Бог, дающий «всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17. 25) является Источником всего бытия. Поэтому, сама жизнь в многоразличных ее проявлениях носит священный характер, являясь Божиим даром, попрание которого есть вызов, брошенный не только божественному творению, но и Самому Господу
В основах социальной концепции Русской Православной Церкви - документе, излагающем базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем, подчеркивается о том, что отношения между человеком и окружающей природой были нарушены в доисторические времена. Причиной этому послужило грехопадение человека и его отчуждение от Бога. Грех, зародившийся в душе человека, пагубно повлиял не только на него самого, но и на весь окружающий мир. «Тварь, — пишет апостол Павел,
— покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, — в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8. 20-22).
Природа как зеркало отразила первое преступление человека. Семя греха, возымев действие в человеческом сердце, произрастило, как свидетельствует Священное Писание, «терние и волчцы» (Быт. 3. 18) на земле. Что сделало невозможным полное органическое единство между человеком и окружающим миром, существовавшее до грехопадения. В своих отношениях с природой, приобретших потребительский характер, люди стали все чаще руководствоваться эгоистическими побуждениями, забывая о том, что единственным Владыкой Вселенной является Бог (Пс. 23. 1), Которому принадлежат «небо и… земля и все, что на ней» (Втор. 10. 14),
Святитель Григорий Нисский, размышляя о человеке как образе и подобии Божием, подчеркивает, что царское достоинство человека заключается не в господстве и насилии над окружающим миром, но в «возделывании» и&«хранении» величественного царства природы, за которое он ответственен перед Богом.
Антропогенный фактор, являясь основой экологических проблем, указывает на то, что человек изменяет окружающий мир исходя из состояния своего внутреннего мира, а, следовательно, преобразить природу можно только преобразив душу. Преподобный Максим Исповедник, подтверждая важность экологии души, пишет о том, что человек способен превратить в рай землю только тогда, когда сам будет носить в себе рай.
Таким образом Церковь, осознавая всю глубину трагедии, прошедшей через века, и во исполнение заповедей Господних, призывает к сохранению экологического баланса планеты, осознавая себя той силой, которая способна воздействовать на сознание людей и преодолевать безответственное пользование природными ресурсами, преображая качественный уровень личного духовного развития каждого человека «со всяким смиренномудрием, кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3).
Позиция Русской Православной Церкви, по актуальным проблемам экологии, была высказана на Освященном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, состоявшемся 2-5 февраля 2013 года. В итоговом документе была выражена открытость РПЦ к диалогу и соработничеству с общественными, государственными и международными институтами. В рамках указанного соработничества были выделены следующие пункты:
1. участие в форумах, конференциях и встречах экологической направленности, ознакомление всех заинтересованных сторон со своим пониманием экологических проблем и имеющимся опытом их разрешения;
2. оценивание общественно значимых экологических проектов, влияющих на состояние живой природы и окружающей среды;
3. осуществление совместных проектов с общественными, государственными и международными структурами;
4. активное развитие церковного присутствия в общественной и научной экологической работе на международном, национальном и региональном уровнях;
5. участие в разработке, обсуждении и осуществлении информационных, образовательных и воспитательных программ, имеющих экологическую составляющую, а также законов и иных нормативных актов, затрагивающих в той или иной мере вопросы экологии.
В диалоге с представителями государства, и международных организаций Русская Православная Церковь активно содействует укреплению в людях, принадлежащих к разным социальным, возрастным, этнокультурным и профессиональным сообществам, чувства рациональности и ответственности за сохранность Божьего творения и поддержанию их трудов в данном направлении. Указанное содействие является одним из основополагающих факторов развития духовных, культурных и нравственных традиций русского народа, а также формирования экоцентрического стиля мышления, способного изменить отношение человека к окружающему миру и сохранить жизнь на Земле.
Список литературы:
1. Библия в 2-х томах. Т. 2. Л. 1990. - 621 с. стр. 431
2. Мартынов А. В. Учение св. Григория еп. Нисского о природе человека. (Опыт исследования в области христианской философии IV века). М., 1886. 387 стр.
3. Экологические основы природопользования: учебное пособие / Э. А. Арустамов, И. В. Левакова, Н. В. Баркалова; ред. Э. А. Арустамов. - Москва: Дашков и К, 2001. - 236 с.
4. https://mospat.ru/ru/documents/social-concepts/xiii/